Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза в Украине регламентируется Законом Украины от 09.02.1995 № 45/95-ВР
«Про экологическую экспертизу»

Экологическая экспертиза в Украине это вид научно-практической деятельности уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанной на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может негативно влиять или влияет на состояние окружающей среды, и направлена ​​на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

В последние годы во всем цивилизованном обществе вопросы эффективности экологического контроля и управления занимают одну из основополагающих позиций. Главную роль здесь играет не только соблюдение предписанных норм и принципов по охране окружающей среды на каждой из стадий реализации того или иного объекта, но и выявление возможных негативных воздействий на человека. Бесспорно, что выбирать основные способы деятельности, а также принимать технологические и технические заключения необходимо еще до введения объекта в эксплуатацию во время разработки проектной и предпроектной документации. Именно на этом этапе необходимо дать оценку будущему влиянию планируемой деятельности на объекты природы и человека, а также выработать пути, которые позволят максимально снизить негативные стороны воздействия.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона целью экологической экспертизы является предотвращение негативного влияния производственно-хозяйственной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологических ситуаций на отдельных объектах и территориях. Основной задачей и сутью этой деятельности является все же не допустить, предупредить возможное негативное влияние на окружающую среду, хотя, как будет сказано позже, наше законодательство допускает ее проведения и на действующих объектах.

По своей сути экспертиза представляет изучение, проверку, аналитическую обработку, исследования, анализ и оценку специалистами определенного предмета экспертизы, требующие специальных знаний в соответствующей сфере, результаты которой оформляются в виде экспертного заключения.

Реализация экологической экспертизы базируется на определенных ст. 6 Закона базовых положениях — принципах экологической экспертизы. К таким принцыпам относятся:

Обеспечение безопасной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды;
Сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учета общественного мнения;
Научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность;
Экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или осуществляемой деятельности;
Государственное регулирование;
Законность.
По объектам экспертизы различаются:

Экологическая экспертиза предплановых,
предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиях, подлежащих реализации на территории Украины, а именно: проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативного влияния на состояние окружающей природной среды. Детальный перечень объектов государственной экологической экспертизы закреплен
в ст. 14 Закона Украины «Об экологической экспертизе»;
Экологическая экспертиза экологических ситуаций, сложившихся и действующих объектов и комплексов, имеющих значительное негативное влияние на окружающую среду. Проведение экспертизы действующих объектов не в полной мере сочетается с ее основной сути предупредительного характером, однако такой подход украинского законодателя объясняется ее важности, специализированным характером, тем, что она стала внедряться лишь после 1995 и соответственно ранее введенные в действие объекты ей не подлежали. При этом экологическая экспертиза таких объектов в соответствии
с ч. 2 ст. 14 Закона Украины «Об экологической экспертизе» осуществляется по решению Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных советов и их исполнительных органов. Вместе с тем законодательство в области экологической экспертизы детализирует в основном порядок проведения экспертизы проектных материалов, а проведение экспертизы действующих объектов, правовые последствия ее выводов Законом не определены. Представляется, что действующие объекты являются объектами текущего экологического контроля и в случае нарушения ими требований экологической безопасности подлежат определенным в законодательстве санкциям вплоть до их закрытия, прекращение деятельности. Целесообразно не смешивать разные по своей целью, значением и правовым последствиям функции эколого-управленческой деятельности (экологическую экспертизу и текущий экологический контроль) и исключить действующие объекты и экологические ситуации из перечня объектов экологической экспертизы.
При необходимости проведения экспертизы различаются:

Обязательна, которая в соответствии с ч. З
ст. 13 Закона Украины «Об экологической экспертизе» проводится по видам деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.07.1995 г. (Это, например, атомная энергетика, добыча нефти, автозаправочные станции, химическая промышленность и т.д.);
Инициативная, то есть экспертиза других объектов, которая может осуществляться по инициативе самих заказчиков или по решению Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных советов или их исполнительных органов.
По времени и процедуре рассмотрения различаются:

Первичная экологическая экспертиза, которая осуществляется в общем порядке;
Вторичная (дополнительная), которая может назначаться в случае обжалования выводов первичной экологической экспертизы по решению соответствующих советов, органов государственной экологической экспертизы, других органов, принимавших решения о проведении экологической экспертизы (ст. 44 Закона).
Оценка воздействия на окружающую среду
(ОВОС) как обязательный элемент экологического контроля за инвестиционной активностью

ОВОС является обязательным компонентом любого инвестиционного проекта в Украине в значении
статьи 51 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», статьей 15 Закона Украины «Об экологической экспертизе», статьи 31
Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

В соответствии статьи 51 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», проекты хозяйственной и иной деятельности должны иметь материалы оценки ее воздействия на окружающую среду и здоровье людей. Оценка осуществляется с учетом требований законодательства об охране окружающей природной среды, экологической емкости данной территории, состояния окружающей среды в месте, где планируется размещение объектов, экологических прогнозов, перспектив социально-экономического развития региона, мощности и видов совокупного влияния вредных факторов и о объектов на окружающую среду.

В целом, ОВОС в Украине регулируют положения 12-и международных договор и конвенций, 42-х законов, многочисленными подзаконными нормативными актами, методологическими разъяснениями и стандартами.

Любое предприятие, которое планирует осуществить инвестиционный проект, который может иметь влияние на окружающую среду, должно информировать соответствующие органы местного самоуправления, на землях которых будут находиться проектируемые сооружения объекта (так называемая «Заявление о намерениях»). Организации, занимающиеся предпроектными разработками обязаны собирать соответствующую информацию о состоянии окружающей среды и подготовить материалы ОВОС в пакете документации инвестиционного проекта.

Организации-разработчики ОВОС должны иметь в своем составе ответственных исполнителей (инженеров-проектировщиков), имеющих соответствующий квалификационный сертификат на такую ​​деятельность.
ООО «Проэксп» имеет право на проведение работ по ОВОС в соответствии со всеми нормами законодательства.

Эксперты ООО «Проэксп» имеюют самую высокую квалификацию и аттестацию в данном направлении.

«Порядок проведения профессиональной аттестации ответственных исполнителей, отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры» (в т.ч. ОВОС), утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2011р. № 554. В соответствии с пунктом 5 указанного порядка при проведении Минрегионом профессиональной аттестации инженеров-проектировщиков (и экспертов), привлекаются представители соответствующих центральных органов исполнительной власти (в т.ч. Минприроды Украины, Госсанэпидслужба Украины, Госгорпромнадзор).

Следует отметить, что полномасштабная ОВОС предусмотрена только для объектов, отнесенных к «Перечню видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность» (утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины № 808 от 28.08.2013р.). Что касается других инвестиционных проектов, их подготовка требует ограниченной ОВОС, в объемах, необходимых для нужд согласования и экспертизы.

Содержание материалов ОВОС, их структура, порядок подготовки и качество необходимой информации установлены Государственными строительными нормами Украины «Состав и содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений» ДБН А.2.2-1-2003, утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Украины № 214 от 15.12.2003р. (С изменениями от 2010 г.). В приложениях к этому нормативному акту предоставлены формы документов — например, приложение «В» содержит подробные разъяснения по структуре изложения информации ОВОС, меры, которые разработчики ОВОС должны принять на каждом этапе подготовки и проведения оценки. Целью этого ДБН является обеспечить надлежащее качество анализа и контроля за охраной окружающей среды при реализации инвестиционных проектов.

Учреждения — разработчики проектной документации несут ответственность за несоблюдение государственных нормативов изложения и анализа информации по охране окружающей природной среды. В Украине предусмотрена административная, и даже уголовная ответственность за нарушение правил разработки, сдачи проектов, другой аналогичной документации заказчику без обязательных инженерных систем защиты окружающей среды (статья 253 Уголовного кодекса Украины).

Большинство мероприятий ОВОС проводятся на самых ранних стадиях проектных разработок (п.5.1 ДБН А.2.2-1-2003). Разработчик проекта готовит важный документ — «Заявление о намерениях» (Приложение «Г» ДБН А.2.2-1-2003), в которой должны быть указаны все потенциальные проблемы по влиянию на окружающую среду и потенциальные риски проекта.

Материалы ОВОС также комплектуются «Заявлением об экологических последствиях деятельности». Заявление о последствиях кратко приводит выводы ОВОС и наиболее важные комментарии (Пункт 4.2 ДБН А.2.2-1-2003), и сообщает о его распространение в общенациональные / или местные средства массовой информации, публикации в сети Интернет.

Процесс консультаций по ОВОС, согласно п.1.6 ДБН А.2.2-1-2003, начинается с объявления «Заявления о намерениях» реализовать Проект, после чего могут произойти начальные общественные обсуждения по Проекту (они стали снова обязательными с 20.11.2012р. , когда в действие вошли изменения в абз.3 ч.1 Закона Украины
«О регулировании градостроительной деятельности»). Количество общественных обсуждений отечественными строительными нормами и законами не регулируется. Второе слушание целесообразно проводить тогда, когда результаты ОВОС вместе с любыми комментариями от общественности, собранными в течение процесса, становятся доступными для Заказчика проекта, Генпроектировщика и разработчика ОВОС. Экземпляры ОВОС должны быть доступны для общественности. Для этого в «Заявлении о намерениях» реализовать Проект указывается дата, место и период ознакомления общественности с материалами ОВОС и проекта.

Итоговый вариант ОВОС, включает все комментарии общественности, в составе проектной документации соответствующего этапа проектирования — подается на экспертизу (процесс анализа и оценки проектной документации, проводится ответственными экспертными учреждениями и организациями всех форм собственности в соответствии с требованиями статьи 31 Закон Украины
«О регулировании градостроительной деятельности»).

Этот процесс включает экспертное рассмотрение проекта и ОВОС — по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды — организациями с сертифицированными экспертами, имеющими соответствующий квалификационный сертификат Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Минрегион),
в соответствии с критериями, утвержденными приказом Минрегиона от 23.05.2011р. № 53 и зарегистрированным в Министерстве юстиции 16.06.2011р. за № 719/19457
«Об утверждении критериев, которым должны соответствовать экспертные организации, осуществляющие экспертизу проектов строительства».

До 17.02.2011р. государственная экологическая экспертиза проектной документации с материалами ОВОС в Украине проводилась, как отдельный процесс, специалистами территориальных органов Министерства охраны окружающей природной среды Украины. Сейчас данную функцию выполняют эксперты сертифицированные Минрегионом.

Процесс экспертизы осуществляют сертифицированные эксперты по вопросам санитарных, эпидемиологических, экологических норм, безопасности труда, сохранение энергии, противопожарной безопасности, технологии, ядерной и радиационной безопасности. Цель экспертизы — рассмотреть и одобрить разработанную проектную документацию (в том числе документы по ОВОС). Экспертиза (в том числе часть ОВОС), как правило, проводится в пределах 90 дней. Процедура экспертизы проектной документации на строительство объектов регулируется «Порядком утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы», утв. приказом Минрегиона №560 от 11.05.2011р.

Если экспертная организация делает вывод, что проектная документация является соответствующей, и проект не будет иметь вредных экологических последствий, проект переходит ко второй (рабочей) стадии планирования (РД). На этой стадии ОВОС становится основой для конкретизации экологических предпосылок для проектирования, закупки и строительство, и позволяет разработку документов по эксплуатации и техобслуживанию, чтобы гарантировать проектирование, сооружение и эксплуатацию в экологически приемлемым способом.

Отчет об ОВОС — это одно из главных оснований для предоставления разрешений на реализацию проекта уполномоченными регуляторными органами в Украине. Процесс утверждения ОВОС регулируется ответственным экспертом по вопросам охраны окружающей среды и руководителем экспертной организации. Процесс выдачи разрешения на подготовительные и строительные работы координируется региональным органом Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины.

ООО «Проексп» обеспечивает профессиональную экспертизу и оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) для объектов любой категории сложности и способствует получению положительного экспертного отчета по проектной документации в части экологической и санитарной безопасности.