Проектно-сметная документация — комплекс документов, раскрывающих сущность проекта и содержащих обоснование его целесообразности и реализуемости; документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и/или технического перевооружения объектов капитального строительства и инженерных коммуникаций.

Содержание и объём проектно-сметной документации для отдельных объектов строительства определяются нормативными документами, инструкциями по разработке проектов и смет.

Смета на строительство

Строительство объекта начинается с проектирования и составления сметы затрат на строительство. Он в себя включает составление плана расходов, поступления материальных, трудовых и денежных ресурсов, которые нужны, чтобы начать, провести и закончить строительство. Смета на строительство делается, для того, чтобы четко оценить и предусмотреть расходы, срок работы, время окупаемости и прочее.

Прежде чем начать подсчитывать затраты на строительство, нужно знать, что смета на строительство и смету на ремонт отдельного помещения — это разные сметы. Исходя из принципов обычной логики, должно быть ясно, что смета на ремонт помещения — это часть стандартного сметы на строительство, которая касается только внутренней отделки помещения. Поэтому составлять смету на строительство по шаблону сметы на ремонт нельзя.

Если рассматривать общие варианты, то в смете отражается досконально суть технологических операций и процессов строительства, также определяются их физические объемы, учитывается стоимость работы за единицу. Оптимальным является вариант, когда смета на строительство включает в себя стоимость строительных материалов и величину заработной платы рабочих, так как некоторые строительные компании часто предоставляют сметы, которые не содержат такой информации и не дают возможности контролировать ход работ и сдачу-прием выполненных этапов.

Правильно составленная смета на строительство — это документ, в котором возможно не только узнать конечную стоимость ремонта или строительства, но и провести дополнительные корректировки, если предварительный расчет расходов слишком большой (можно отказаться от выполнения дорогостоящих работ или использования дорогих строительных материалов).

Сметная документация – это часть общего комплекса проектной документации, определяющая сметную стоимость проектируемых автомобильных дорог, зданий и сооружений на них или их очередей строительства. В зависимости от стадии проектирования составляется следующая сметная документация: в составе проекта — сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметные расчеты, сметы на проектные и изыскательские работы; в составе рабочей документации — объектные и локальные сметы; в составе рабочего проекта (при одностадийном проектировании) — сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметы (объектные и локальные расчеты — для объектов с продолжительностью строительства свыше двух лет). В составе проектов и рабочей документации составляется также ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс. К сметной документации в составе утвержденного проекта (рабочего проекта) разрабатывается специальная пояснительная записка, содержащая все исходные данные, принятые при разработке сметной документации. 

Нормативное регулирование экспертизы сметной части

 В соответствии со статьей 31 Закона Украины
«О регулировании градостроительной деятельности» обязательной экспертизе подлежат проекты строительства объектов, которые:

1) по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями (ориентировочный перечень объектов по классам последствий (ответственности) — по соблюдению нормативов по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии , охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, прочности, надежности, долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в том числе по соблюдению нормативов по вопросам создания безпрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения;

2) сооружаются на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями — в части прочности, надежности и долговечности зданий и сооружений;

3) сооружаются с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, если их сметная стоимость превышает 300 000 гривен, — по сметной части проектной документации.

По решению заказчика может проводиться также экспертиза проектов строительства других объектов, предусмотренные в этой части, или отдельных разделов проектной документации.

Согласно статье 32 указанного Закона отнесение объекта строительства к той или иной категории сложности осуществляется проектной организацией и заказчиком строительства.

Порядок отнесения объектов к IV и V категорий сложности определяется Кабинетом Министров Украины.

Относительно вышеизложенного следует отметить следующее.

Положения действующего ДБН А.2.2-3-2004 «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства» (в том числе и справочного приложения П) действуют в части, не противоречащей положениям нормативно-правовых актов более высокого уровня .

Согласно п.2 ст. 32 Закона категория сложности объекта строительства определяется согласно государственным строительным нормам и стандартам на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства.

Класс последствий (ответственности) здания или сооружения определяется в соответствии с
п. 5.1 действующего ДБН В.1.2-14-2009 «Общие принципы обеспечения надежности и конструктивной безопасности зданий, сооружений, строительных конструкций и оснований».

В связи с чем определенную проектной документацией категорию сложности объектов строительства необходимо проверять с учетом класса последствий (ответственности).

При этом предлагается следующая схема учета класса последствий (ответственности) СС-1; СС-2; СС-3:

  • класс последствий СС-1 соответствуют I и II категории сложности;
  • класс последствий СС-2 соответствуют III и IV категория сложности;
  • класс последствий СС-3 соответствует V категория сложности.